Наш опыт

«Собиратель русского сердца». Мир христианских ценностей в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»


23 января 2014 года, библиотекарь Амурской областной детской библиотеки Галина Гаевая для учащихся 10 «В» класса Гимназии №1 Благовещенска провела беседу на всегда считающуюся сложной для детского восприятия тему: «Федор Достоевский и главный его роман «Преступление и наказание. Христианство в нем».



У только что начинающих знакомиться с классическими произведениями русской литературы современных детей при упоминании этого названия обычно возникают ассоциации, о том, что роман представляет собой боевик или же детектив.
- Это не детектив, а книга о воскрешении человеческой Души, - сразу делает акцент ведущая. - О том, как совершается это воскрешение, в каком случае оно оказывается невозможным. Что такое смерть и тление, посредством чего они овладевают человеком? Интересен тот факт, что в качестве главного героя Достоевский выбрал человека необычного. Родион Раскольников сострадателен, ищет правды, преступление - не есть действие для него характерное. Наоборот, «тащить» преступную идею «осужден очаровательный мальчик, нежный, сильный, умный».
Далее, Галина Дмитриевна предложила десятиклассникам порассуждать об этом с христианских позиций.
- Перед нами роман о действии греха в человеке. Святой преподобный Иустин Попович говорил: «Человек – единственное во всех мирах существо, распростертое от рая до ада. Проследите за ним на всех путях его, и вы увидите, что все они его ведут или в рай или в ад. А это значит: и зло, и добро человека беспредельны, вечны, поскольку добро ведет в вечное царство добра – в рай, а зло – в вечное царство зла – в ад».
Эти слова созвучны известному высказыванию Достоевского: «тут дъявол с Богом борется, и поле битвы – сердца людей».
Предлагая издателю журнала «Русский вестник» М.Н. Каткову напечатать роман, писатель излагал свой замысел так (цитируется в сокращении): «Это психологический отчет одного преступления молодого человека, живущего в крайней бедности, решившего убить одну старуху, дающую деньги на проценты, которая глупа, жадна, больна… зла и заедает чужой век, мучая у себя в работниках младшую сестру его. Он совершает преступление, чтобы сделать счастливыми мать и сестру, чтобы окончить учение, а потом быть честным, неуклонным в исполнении «гуманного долга к человечеству» и загладить преступление. Но после убийства неразрешимые вопросы восстают перед ним, неподозреваемые и неожиданные чувства мучают его сердце. Божия правда, земной закон берут свое, и он кончает тем, что вынужден сам на себя донести. Принужден, чтобы хоть погибнуть в каторге, но примкнуть опять к людям. Ибо чувство разомкнутости и разъединенности с человечеством, которое он ощутил тотчас же по совершении преступления. замучило его».
Все сказанное Галиной Дмитриевной ребята восприняли серьезно, как бы примеряя ту ситуацию к нашему времени, своим мыслям и чувствам.
В небольшой по времени беседе ей удалось не только раскрыть замысел автора, но и рассказать об основных его биографических вехах, в которых кроется зарождение творческого кредо писателя - жизнь бедных, увечных людей. О его полном лишений детстве, духе православия, политизированной юности, жизни на каторге и просто жизни, в том числе и личной. Эти паралели, пересекаемые меридианами библейских заповедей и истин, вызывали ответную реакцию аудитории, которую постепенно готовила ведущая к восприятию непростого сюжетного хода беседы, побуждая сопереживать, анализировать, думать о клубках противоречий литературных героев, невероятных переплетениях святости и низости, что неразделимы в каждом человеке. При ее подготовке библиотекарь использовала большой список дополнительной литературы, медиа-комплекс, демонстрируя фрагменты из кинофильмов, фотоиллюстрации.
Ненавязчиво, доступным для старшеклассников языком на примере таблицы Феофана Затворника говорила она о путях греха, ведущих к преступлению.
Ведь вопрос веры и безверия стал основным в жизни и творчестве Федора Достоевского. Вне проблемы веры в Бога всякий разговор о романах писателя не имеет смысла. А христианские ценности заложены в природу человека, независимо от того, верующий он или нет.
Великий святой четко проследил, как в человеческой душе зарождается преступление (грех). До его совершения одна за другой поражаются основные способности души. По христианскому вероучению она триедина. В ней можно выделить мысли (ум), чувства (сердце), желание (воля).
Так каков же он, путь греха?
- Вначале помрачается ум человека, в голову закрадывается преступная мысль, которая приобретает над его сознанием невиданную власть (ум, мысли).
- Подогреваются недобрые чувства, порой переходящие в страсть (сердце, чувства).
- Мысли и чувства не дают покоя воле, в том участке души, где разворачивается главная борьба «за» и «против» преступления. Идет процесс обдумывания (воля, желания).
- Когда все обдумано, решимость возникает неожиданно из-за странного совпадения обстоятельств. Человек оказывается во власти злых сил, почти лишается воли, слепо повинуется своей страсти, почти механически (зло полностью затмевает собой добро).
Десять заповедей, данных Богом – это предупреждение людям, способ уберечь их от мук и несчастий, потому что они так устроены, что не могут безнаказанно, безболезненно для себя убивать, обманывать, прелюбодействовать, завидовать и т.д.
Иными словами, грехопадение начинается с мысли или мечты, к которой постоянно возвращается человек. Если не искоренить ее в зародыше, то процесс переходит на сердце человека. Оно подогревает его чувства.
Св. Феофан Затворник подмечал: «Заметьте, мысль породила чувства, мысль с чувством породили желание. Душу охватила страсть». Но каждому из нас дана свободная воля, выбор между добром и злом и именно поэтому мы несем ответственность за свои мысли, чувства, слова и поступки.
Слово «преступление» означает в миру - «переступить закон», а в христианстве – «переступить божественный закон или заповеди».
На вопрос ведущей: какую из заповедей нарушил Раскольников, молодые люди почти единогласно ответили: «Не убий!».
Пока преступление еще не совершено, мечта рисует привлекательные картины. Но, о ужас! Как только страсть удовлетворена, прелесть (чары) спадают с очей, призрак рассеивается, оставляя одну пустоту, расстройство и тяготы. Мрак, беспокойство, муки – вот награда удовлетворенной страсти.
- Обратимся к тексту романа, - просит Галина Дмитриевна ребят. И те вспоминают.
- Да разве с этаким ужасом может что-нибудь сравниться, - вопрошает Раскольников. И даже еще не совершая грех, он мучается кошмарными снами, ознобом, всеми признаками заболевания. Страдание поражает не только душу, но и тело преступника – разрушение человека идет на всех уровнях. Раскольников был прав, отметив связь между преступлением и болезнью: «Разве я старушонку убил? – говорит он. –Я себя убил, так-таки и прихлопнул навеки»…
Нарушение заповеди - «Не убий!» - незамедлительно влечет кару, наказание. - В этом проявляется действие объективного нравственного закона, существующего вне нас, людей, и независимо от нас, - подводит итог Галина Гаевая. – Это первая ступень на пути к покаянию, но, к сожалению, герой романа, несмотря на душевные муки терзавшие его, к нему, даже находясь на каторге, не пришел.
Так Достоевский показал чудовищную власть греховной идеи над сознанием человека и страшную опасность таких идей для всего человечества…
Роман «Преступление и наказание» - это роман-предупреждение, роман- пророчество о заблуждениях человека, поверившего в свою непогрешимость, смешавшего понятия добра и зла. Истоки фашизма – тоже отсюда, из этой сверхидеи деления человечества на высших и низших, на «тварей дрожащих» и тех, кто «право имеет», на черную и белую расы.
Отечественная история содержит горький, трагический опыт того, как в результате сверх амбиций властьимущих гибли люди в сталинских лагерях.
И все же писатель оставляет в романе Родиону Раскольникову надежду на воскресение. Его возрождает к новой жизни любовь Сонечки Мармеладовой, та самая христианская любовь, которая «не перестает»…
- Безусловно, такие беседы подросткам очень необходимы, - считает учитель русского языка и литературы Елена Федерко. - Моим ученикам услышанное и увиденное, наверняка, поможет при изучении произведений Достоевского, да и лишний раз задуматься над своими поступками.


Назад в раздел